|
|
|
|
|
Русская интерактивная дистанционная школа физики. |
Не только физика / Икэгути Экан. Из книги "Чудеса памяти правого полушария и таинства эзотерического буддизма Сингон". [...] Удивительные факты (3): поступление в государственный институт всего за два месяца подготовки к экзаменам Мой старший сын похож на меня в том, что совершенно не занимался уроками дома. В средней школе и в старших классах он все свое время уделял спорту — сначала дзюдо, а потом рэгби. Очевидно, из-за переутомления на спортивных занятиях он после школы либо сонно смотрел телевизор, либо засыпал сразу после еды. Я ни разу не видел его дома сидящим за письменным столом. И все же я ничего не говорил, поскольку считал, что он мужчина и, наверное, сам разберется со своими проблемами. Но супруга не могла равнодушно смотреть на это. По-матерински она горько корила его: "Если не будешь учиться," что же с тобой дальше будет?" — но все это как об стенку горох: он ничего не слушал и продолжал всецело отдаваться спорту. По этой причине готовиться к поступлению в институт он стал только с третьего класса колледжа, да и то после Нового года, в последней трети учебного года. До вступительных экзаменов оставалось меньше трех месяцев. Мыс женой уже почти махнули на все рукой — все равно ничего не выйдет. Я настойчиво рекомендовал сыну: "Не надо становиться вечным абитуриентом. Пробуй поступать в один государственный институт и в один частный. Будешь сдавать экзамены во многие места, потеряешь собранность и только навредишь себе. Поэтому, если провалишься, займись монашеской практикой или иди работать". По словам сына, из государственных вузов он выбрал филфак университета Тохоку, а из частных — буддийский университет Коясан. Университет Тохоку — одно из ведущих учебных заведений в стране, в числе его выпускников — многие выдающиеся, талантливые представители эзотерического буддизма, такие, как бывший профессор университета Нагоя Миясака Юсе. Я подумал, что в университет Коясан сын еще, быть может, и поступит, но попасть в университет Тохоку шансов у него нет никаких. Жена же решительно заявила, что ему не на что рассчитывать ни в одном из этих заведений. Потому-то я даже своим ушам не поверил, когда услышал, что он принят в университет Тохоку. А жена вообще не воспринимала слова сына всерьез, пока из университета не пришли официальные документы о его зачислении на курс. В отличие от меня сын, учась в средней школе и старших классах, не занимался духовной практикой. Так почему же он всего за пару месяцев занятий сумел поступить в первоклассный университет? Когда потом я думал об этом, мне пришло в голову следующее. Между тремя и семью годами я старательно приучал сына к занятиям духовной практикой в соответствии с традицией нашей семьи давать детям до семи лет определенное наставление в Дхарме, так же как в свое время учили меня. Я закалял его, как и мой отец меня. Еще до поступления его в детский сад я преподал ему методы духовной практики лесных аскетов "ямабуси" школы Сюгэндо. Брал его с собой в духовную обитель на перевале Каммуридакэ в Кусигино префектуры Кагосима, неоднократно заставлял заниматься трудными даже для многих взрослых, весьма суровыми видами практики: стоянием под водопадом (это называется "мидзугёо" — водная практика), возжиганием священного огня на скале, сидением в позе лотоса с пропастью за спиною и лезвием меча перед собой ("тоокаку") и т. д. —— и так до того времени, когда ему исполнилось 7 лет. В грудном возрасте клетки мозга человека развиваются с поразительной быстротой, к трем годам формируется 70—80 процентов, а к восьми — до 90 процентов его систем. То, что сын в период интенсивного формирования мозга занимался жесткой тренировкой, по-видимому, позволило ему приобрести концентрацию внимания и память, в несколько раз превосходящие способности обычных людей. Думаю, что увлеченное занятие спортом еще более повысило это умение концентрировать внимание и позволило ему совершить "чудо" поступления в знаменитый университет. С некоторыми конкретными дополнениями нечто по хожее можно рассказать и о моих учениках. Чем далее они продвигаются со мной в служении, тем более сосредоточенными и одухотворенными становятся их лица, подтянутыми тела. Они быстрее соображают, движения их приобретают ловкость, речь становится строже и яснее, голоса — радостнее, то есть личности их совершенно преображаются. В Токио есть подворье нашего храма Сайфукудзи, где верующие создали "Токийское общество друзей Сайфукудзи" и раз в месяц издают информационный бюллетень этого общества. Еще какие-то 4—5 лет назад при рассылке бюллетеня фамилия и адрес получателей писались от руки. Членов общества тогда насчитывалось человек триста. И вот ученик, отвечавший за рассылку, запомнил фамилии и адреса всех трехсот, так что мог писать их на конвертах, не заглядывая в списки. Этот ученик вовсе не занимался какой-то особо трудной практикой. Это было обыкновенное, доступное каждому служение. Но и он смог достичь таких впечатляющих результатов. Видимо, в процессе писания рука его сама запомнила все необходимое. Нет необходимости подвизаться в таком тяжелом служении, как совершаемое мной сожжение восьми тысяч дощечек "гома". Уже первые ступени практики эзотерического буддизма пробуждают активность мозговых клеток, в десятки раз повышают скорость мыслительного процесса, усиливают концентрацию внимания и память. Реальным доказательством этого может служить опыт моего старшего сына и учеников. Поверьте, вы легко можете достичь таких же результатов. [...] Отчего мы тем прочнее помним человека, чем он нам неприятнее и противнее? Люди обычно стремятся забыть все гадкое, неприятное. В их воспоминаниях прошлое приукрашивается, предстает в идеализированном виде. Однако бывают и другие случаи. Они связаны с сильнейшими переживаниями — из-за полученной в детстве серьезной травмы или испытанного в школе стыда от неспособности ответить на заданный во время занятия вопрос учителя, из-за унижения от выговора начальника на общем собрании и т. д. Эти случаи мы запечатлеваем в памяти: "Вот попал в переделку! Надо постараться впредь не допускать этого", "Вот мерзавец! Так меня унизить! Никогда не забуду ему этой обиды", — и затем по многу раз припоминаем их. Потому-то неприятное и запоминается надолго. Но в этом нет ничего плохого, поскольку в результате возникает стремление критически оценивать себя и совершенствоваться . На большом пальце правой руки у моего старшего сына есть след ожога. Он остался с давних пор, когда сын еще ходил в детский сад, но уже принимал участие в ритуале жертвенного сожжения дощечек, уголек от которых и обжег ему руку. Сын получил от меня строгое наставление ни за что не нарушать в течение ритуала сложенной руками "печати Дхармы" (мудры). Поэтому, когда отскочивший уголек упал ему на руку, он не смахнул его, но, дрожа от боли, терпел, пока он погаснет сам собой. Так и остался след от ожога. Сын говорит, что каждый раз, когда смотрит на него и вспоминает, как несладко ему тогда пришлось, тело его непроизвольно напрягается. Впечатление от пережитого было очень сильно и, повидимому, уже никогда не исчезнет из памяти сына. Похожий опыт есть и у моих учеников. Если во время службы я замечаю в них признаки вялости и лени, то тут же браню безо всякой жалости, а иногда и бью, окатываю их водой, заготовленной для жертвоприношения, колочу дощечками "гома". Причем не колеблясь поступаю так и в присутствии прихожан. И дело вовсе не в том, что я гневаюсь на учеников. Просто, давая им сильную встряску, я заставляю их собраться и всем телом ощутить, что служба должна совершаться со всей серьезностью. Так я воспитываю и закаляю их. В стойкости неприятных воспоминаний действует тот же закон: чем сильнее полученный стресс, тем ярче впечатление от него. События обыкновенные, невпечатляющие, неинтересные, не вызывающие никаких ассоциаций, в памяти не остаются. Поэтому, если хотите запомнить что-либо, важно научиться вызывать у себя к этому интерес, углублять свои впечатления от этого. Эзотерический ритуал, беспрерывно стимулируя мозговую деятельность, естественным образом воспитывает такое умение. [...] Перевод В. П. Мазурика. Источник: Икэгути Экан. Подвижник огня. Перевод с японского. - М.: Республика, 1996. (Книга написана в 1985 году. Впервые издана в том же году в Токио. Перевод выполнен по 23-му изданию (Токио, 1989).) |
|
|
|
|